Автор статьи Александр Тарасов рассказывает читателям о служебных буднях опытного следователя Сергея Курганова, на счету которого десятки раскрытых уголовных дел.
В конце 2017 года в Управление внутренних дел по Северному административному округу Москвы обратился горожанин и заявил, что стал жертвой жульничества со стороны знакомого, который представлялся как искусствовед и эксперт по картинам.
Как сообщил заявитель, он указанному гражданину предоставил займ на сумму свыше 49 миллионов 190 тысяч рублей под залог двух якобы дорогостоящих картин.Однако «злоумышленник от искусства» одолженные деньги не намеревался возвращать введённому в заблуждение «частному инвестору» и вскоре, сменив номер телефона и место своего жительства, перестал выходить на связь с незадачливым кредитором.
Иначе говоря, последнему — заимодавцу — был причинён значительный материальный ущерб: по официальной терминологии, в особо крупном размере. А обе картины оказались на поверку не оригиналами художественных произведений двух именитых живописцев, а являются всего-навсего копиями знаменитых полотен, и каждая из них имеет прямо-таки мизерную стоимость.
По данному факту Следственной частью Следственного управления (СЧ СУ) УВД по САО в декабре 2017-го было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 159 УК Российской Федерации (мошенничество). Производство по данному делу осуществлял офицер юстиции Сергей Курганов, сотрудник 3-го отдела (отдел по расследованию мошенничеств, дорожно-транспортных происшествий и преступлений общеуголовной направленности) СЧ СУ окружного управления.
Согласно материалам предварительного расследования, Алексей Федькович (здесь и далее имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены), Денис Перов совместно с неустановленными соучастниками, имея умысел на завладение денежными средствами Якова Обручевича, в период с июля 2016 по начало мая 2017 года приступили к реализации своего хитроумного «картинного обмана». Специалист по геммологи (наука, которая занимается изучением, оценкой, анализом и определением природных и обработанных драгоценных и полудрагоценных камней) Федькович, отрекомендовавшись Обручевичу ещё и сотрудником Государственной Третьяковской галереи, сумел заинтересовать знакомого-предпринимателя будто бы весьма выгодной возможностью вложения своего капитала. Как уверял самонаречённый искусствовед, к нему по роду экспертной работы часто обращаются коллекционеры, которые для пополнения личных художественных собраний нуждаются в краткосрочных денежных займах под залог дорогущих-предорогущих картин. При этом собиратели произведений изобразительного искусства, дескать, готовы за этакий «вклад в искусство» выплачивать вознаграждение в виде процентов от сумм займов, а в качестве залога передавать весьма-весьма ценные картины, находящиеся в собственности коллекционеров.
В общем, состоятельного Обручевича, бизнес которого был связан со скупкой и продажей драгоценных камней и ювелирных украшений, Федькович сумел убедить, что тот, антиквар, гарантированно окажется в финансовом плюсе после предоставления займа почти на 50 миллионов — под хорошую процентную «надбавку». В качестве же залога были предложены оценивающиеся, вроде бы, на многие-многие миллионы рублей отечественные произведения живописи: картины художников Виктора Борисова-Мусатова «Натюрморт с сиренью» (1890 год) и Бориса Кустодиева «Натюрморт с букетом пионов» (1908 год). Продемонстрировав якобы своё удостоверение сотрудника Третьяковки, Федькович сказал «коллеге», что самолично убедился в подлинности обеих картин, на которые к тому же имеются аналогичные заключения специалистов из других экспертных учреждений. Ко всему прочему, Федькович присовокупил: мол, даже если вдруг что-то пойдёт не так в нашем проекте, то я сам продам обе залоговые картины, а выручки за них хватит с лихвой для возвращения всей суммы займа и выплаты солидного бонуса в виде процентов.
Обручевич, всецело доверяя Федьковичу, под его ответственность передал тому в два приёма наличные деньги на упоминавшуюся выше общую сумму свыше 49 миллионов 190 тысяч рублей. В свою очередь, кредитор принял, как он полагал, на непродолжительное хранение две картины и, так сказать, полные пакеты документов, в которых содержались, в частности, экспертные выводы о подлинности этих полотен.
Когда прошло с полгода после заключения договора займа, Обручевич стал интересоваться у Федьковича о конкретном сроке возвращения долга. Посулив сделать это в самое ближайшее время, заёмщик воспользовался данной «отсрочкой» для того, чтобы исчезнуть из поля зрения кредитора.
Запоздало разочаровавшись в деловом «партнёрстве на доверии», Обручевич отвёз натюрморты на проверку их подлинности в специализированную организацию экспертного профиля. Там-то и всплыло, что обе проверенные картины — подделки под оригиналы работ называвшихся живописцев.
В ходе расследования было установлено, что по аналогичной криминальной схеме Федькович в 2017 году «позаимствовал» 10 миллионов рублей у Станислава Пермяка, который является зятем Обручевича. Тестю антиквара комбинатор-заёмщик подсунул вместе с фальшивыми документами копии ещё двух известных живописных работ, написанных художниками Михаилом Ларионовым и Любовью Поповой, соответственно, в 1912 и 1921 годах.
В конце декабря 2017 года судом обвиняемый Федькович был заключён под стражу. Затем ему в июле 2018-го избрали меру пресечения в виде содержания под домашним арестом, а с декабря того же года Федькович находился под подпиской о невыезде и надлежащем поведении.
В целом, был проведён большой объём следственных действий по данному уголовному делу, из-за чего по нему срок производства продлялся неоднократно. Достаточно сказать, что во время предварительного следствия обвиняемый Федькович выдвигал много версий насчёт «художественного отъёма денег» у двух потерпевших. Следователь же должен был реагировать соответствующим образом и на то, что в течение года от обвиняемого поступило более 1 тысячи ходатайств и более 2,5 тысячи жалоб. Причём самое большое ходатайство его составитель-подследственный изложил на двух с половиной тысячах листов. По делу были проведены более десятка необходимых судебных экспертиз, включая три искусствоведческие.
Наконец, в августе 2020 года уголовное дело было направлено на рассмотрение в Савёловский районный суд города Москвы. Подсудимому Федьковичу предъявили обвинение в совершении двух эпизодов преступлений по части 4 статьи 159 УК Российской Федерации.
Надо уточнить, что после ареста Федьковича его сообщник, коллекционер картин Перов, запаниковал и скрылся от правоохранительных органов. К слову, при обыске у Перова изъяли ноутбук, в котором обнаружили пакет поддельных экспертных заключений на картины. Беглеца объявили в федеральный розыск, а уголовное дело в отношении обвиняемого Перова выделено в отдельное производство.
В феврале 2022 года, перед вынесением приговора, подсудимый Федькович, имеющий двойное гражданство — России и государства дальнего зарубежья, скрылся за границей. Позднее суд, признав подсудимого Федьковича виновным в инкриминированных ему преступлениях, заочно приговорил преступника к пяти с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Так как есть выделенное в отдельное производство уголовное дело, то вещественные доказательства, включая и изъятую во время обысков ещё одну живописную «реплику» оригинала — «дубликат» картины Константина Горбатова (1878 — 1945) «Весна», пока хранятся в окружном Следственном управлении.
Майор юстиции Сергей Курганов отмечает:
— Расследуя это нерядовое уголовное дело о мошенничестве, я рос в профессиональном плане. Начал работу по данному делу следователем, имея специальное звание лейтенанта юстиции. В 2018 году меня назначили старшим следователем, а в 2022-м
— следователем по особо важным делам. С декабря прошлого года занимаю свою нынешнюю руководящую должность — заместителя начальника 3-го отдела Следственной части Следственного управления УВД по Северному административному округу.
Остаётся добавить, что уроженец Тамбовской области Сергей Курганов с золотой медалью окончил среднюю общеобразовательную школу. Он в 2013 году стал выпускником юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (по специальности — юриспруденция, присвоенная квалификация — юрист). С апреля 2014 года Сергей Николаевич успешно занимается следственной работой в рядах правоохранителей севера столицы.
Авто статьи: Александр ТАРАСОВ
Свежие комментарии