Праздник, который пришел к нам из Мурманска — одного из центров рыболовной промышленности — традиционно отмечается во второе воскресенье июля. В этот день принято поздравлять причастных, дарить им памятные подарки, рыбачить и угощать всех уловом. Спасатели на воде не остаются в стороне: среди специалистов, ведущих профилактическую работу с любителями поудить, есть заядлые рыболовы.
Отправились к ним на поисково-спасательную станцию «Татарово».Заместитель начальника подразделения Виталий Корсаков любит ездить со спиннингом загород, а спасатель Павел Сергеев занимается подводной охотой.
«Мое увлечение — поиск рыбы с трубкой, маской и ластами. Вместо удочки подводное пневматическое ружье», — рассказывает Павел.
Работает оно так: при помощи специального устройства в дуло помещается гарпун, оно сжимает воздух в ресивере перепуском, и при нажатии курка этот воздух через клапан толкает поршень — гарпун выстреливает.
К необычному увлечению Павла подтолкнула профессия.
«В 2013 году я стал спасателем-водолазом, начал много времени проводить на водоемах, нырять, мне нравилось, что под водой всегда очень красиво. К тому же, у меня появились собственные ласты, маска и трубка. Я подумал: «Почему бы не приобрести гидрокостюм и ружье в комплект? ». Купил, попробовал и почувствовал настоящий азарт, — делится спасатель. — Если видимость на глубине хорошая, то охота будет интересной. Хотя меня захватывают погружения и в мутной воде: исследовать дно — коряги, водоросли — как изучать поверхность другой планеты! Люблю наблюдать за рыбами, мальками — будто в большом аквариуме».
Обитатели, по словам нашего героя, в этом аквариуме самые разнообразные. Павел обычно охотится в верхней части Москвы-реки.
«Места на Севере и Северо-западе имеют хорошую подводную видимость, — говорит Павел Сергеев. — Чаще всего я встречаю судаков, щуку, плотву. Выбираю в основном судаков, от трех кило и больше. Самый большой из тех, которых я брал на нашей реке, весил примерно 10-13 килограммов и по размеру был в половину моего роста».
Это, по критериям спасателя, немного, ведь рыба его мечты имеет куда большие габариты.
«Конечно, мне хочется взять что-то трофейное. Раньше я жил в Волгограде и охотился в Волге. Максимальный вес моего улова — белого амура — семнадцать с половиной кило. Всегда хотел найти большого сома, который бы «перевалил» за сотню, или толстолобика под 40», — делится Павел.
Несмотря на популярный стереотип, уху подводный охотник ест очень редко.
«Все зависит от вкусовых предпочтений, — утверждает специалист. — Я предпочитаю рыбу в жареном виде. Готовим ее с домашними очень просто: в муке и на масле».
Любитель рыбачить на природе Виталий Корсаков, напротив, часто делает суп из улова. И делает это так, что, по его словам, пальчики оближешь!
«Эту уху мы готовили, когда выезжали загород большой дружной компанией, на костре, в казане на 5-7 литров. Из всего, что наловили, но от этого блюдо только вкуснее», — объясняет работник поисково-спасательной станции.
Рецепт ухи от Виталия выглядит так: нужно взять рыбу разных видов — хотя бы четырех-пяти. Судак, карась, лещ, карп…а еще прекраснее — добавить туда красную рыбу. Потрясающий вкус получается именно от смешения морской и речной рыбы.
Для начала ее надо хорошенько промыть, почистить и распотрошить. Отрезать плавники, голову, поместить их в марлю, завязать в крепкий узелок и опустить его в кипящую воду, туда же бросить целые лук и морковку. Все это должно покипеть 30-40 минут. Получается наваристый и ароматный бульон, слегка мутный, мешочек и овощи мы достаем и убираем, они нам больше не нужны. В бульон кладем немного перловки — для густоты и вкуса. Хватит «жменьки». Крупно нарезаем картофель и морковь, добавляем к крупе и оставляем вариться еще на 20 минут. После этого кладем рыбу. Если она крупная, можно нарезать стейками, а небольшая отправляется в бульон целиком, но без головы и хвоста. Теперь суп должен томиться примерно 20 минут. Кидаем лавровый лист, перец горошком, соль по вкусу. Перед подачей добавляем секретные ингредиенты: прямо в суп наливаем рюмку водки, грамм 50 и, если готовим на костре, прямо в бульоне тушим березовый уголек — это придает блюду вкус дымка. Снимаем с огня, накрываем крышкой и оставляем на пять минут. Готово!
«Уха «бомбическая»! У меня слюнки потекли, пока рассказывал», — резюмирует спасатель.
Однако, ни одна вкуснятина не стоит риска для жизни. К сожалению, многие рыбаки в погоне за хорошим уловом выходят на тонкий, первый или непрочный весенний лед. Считается, что в это время клев особенно хорош. Тогда в дело вступают спасатели на воде — они предупреждают любителей досуга на замерзших водоемах об опасности, просят соблюдать правила, которые помогут избежать происшествий.
«Мы всегда напоминаем о том, что даже на визуально прочном льду могут быть промоины, покрытие может быть ненадежным из-за стоковых вод, вмерзшей растительности, перепадов температур и других факторов. Конечно, не всем нравится, когда мы рекомендуем уйти с «рыбных» мест, но всегда сохраняем дружеский тон беседы, мягко убеждаем человека, что это важно именно для него. К счастью, происшествий с рыбаками в профилактическом районе нашей станции не было. Это заслуга коллег и человеческого благоразумия, – рассказывает спасатель Павел. — Сам я зимой не хожу за рыбой, ведь подо льдом охотиться невозможно. Мы ныряем на задержке дыхания, без специального снаряжения — баллонов и аппарата. Когда кислород в легких заканчивается, мы выходим из воды, отдыхаем и опять погружаемся».
«Многих ребят тонкий лед, как и предупреждения, не останавливают, поэтому мы рассказываем и показываем как себя вести, если ты или кто-то другой провалился. Конечно, спасатели на воде всегда готовы прийти на помощь! Зимой также можно получить переохлаждение и обморожение, к нам на станцию иногда заходят люди, которым нужно обогреться, выпить горячий чай. Ну, и историями тоже делятся — что поймали, где клюет. Были случаи, что нас угощали за помощь рыбой: и сушеной, и только что выловленной», — добавляет Виталий.
Кстати, о клеве — бытует логичный вывод о том, что на «рыбных» местах яблоку негде упасть. Хочешь хороший улов — ищи скопление людей с удочками. Про это у Виталия Корсакова есть своя показательная история.
«Как-то зимой мы решили отправиться на Вазузское водохранилище, в 200 километрах от Москвы. Приехали ночью, поставили палатку, стали готовиться к утренней рыбалке. Легли спать, а когда открыли глаза — на водоеме таких временных жилищ любителей ловли было около тысячи! Не поймали мы в тот день практически ничего. И многие люди остались без улова — я их спрашивал. Так что «большой народ» — не показатель «большой рыбы». Часто компании собираются просто отдохнуть, пообщаться. Как мы, например. Сейчас у меня к рыбалке спортивный интерес, добычу я нередко отпускаю. Азарт на большой улов был в юности. Тогда я жил у бабушки с дедушкой в Рязанской области, и мы ловили карасей на лебедином озере. На червя шли на ура, не крупные, с ладошку, но вкуснейшие», — рассказывает спасатель.
С улыбкой работник поисково-спасательной станции говорит, что однажды поймал настоящую русалку — так он называет свою супругу. В семье Яны и Виталия воспитываются трое детей.
«Мы вместе уже 15 лет. А свое рыболовное наследство я передал сыну, теперь он сам ходит со спиннингом на водоемы. Есть примета, которая способствует хорошему лову, поэтому пожелаю всем товарищам по увлечению в этот день: «Ни хвоста, ни чешуи» вам, ребята», — резюмирует Виталий.
Свежие комментарии