Фронтовик прошел с боями от Курска до Вены, а окончил войну в Японии
В редакцию «Савеловского посада» пришло письмо читателя Артура Хесина с рассказом о своем дедушке. Наум Ильич – ветеран войны, большую часть жизни провел в Савеловском районе, жил на улице Нижняя Масловка, работал врачом ортодонтом в 33-й стоматологической поликлинике в Тихвинском переулке.
Редакция решила опубликовать этот рассказ почти без изменений, так как очень трудно вычеркнуть какое-либо событие из большой жизни.Мой дедушка Наум Ильич Хесин родился 12 августа 1924 года в городе Кричев Могилевской области. Отец был бухгалтером, мама домохозяйкой. Уже через пять лет семья переехала в тогдашнюю столицу советской Украины город Харьков. Отец был умелым счетоводом, а ценные кадры в период первой пятилетки были жизненно необходимы. Семья жила благополучно, Наум Ильич с юных лет был душой компании, занимался спортом.
В сентябре 1939 года дед поступил в 14-ю Харьковскую артиллерийскую школу, одну из самых лучших артшкол страны. В июне 41-го, Наум, как и многие его сверстники, хотел попасть на фронт. Однако несовершеннолетних справедливо оставляли в тылу, считая, что необученные юнцы будут большей обузой на поле боя, чем реальной силой. Вместе с тем, руководство страны нуждалось в хорошо подготовленных кадрах. Поэтому ученики артшколы продолжили обучение, чтобы вскоре применить свои навыки на поле боя.
Однако фронт неумолимо двигался на восток. Был взят Киев, фронт подходил к Харькову и 14-ю артиллерийскую школу начали эвакуировать на восток. Прадед с прабабушкой не хотели уезжать, как и многие жители, обжившиеся на местах. Но Наум Ильич смог убедить своих родителей покинуть город и эвакуироваться на восток. Прадед согласился. Надо сказать, выбор был правильный.
Буквально через пару дней немцы заняли Харьков. Ни одна из оставшихся в городе знакомых еврейских семей, не осталась в живых…
Учеба артшколы продолжилась на южном Урале в Актюбинске. Именно там, вспоминает и сейчас Наум Ильич, они были по-настоящему научены военному делу. И вот выпускник военной школы, как один из лучших отличников, был рекомендован и определён в 1942 году в 1-е Ленинградское артиллерийское училище имени Красного Октября. А долгожданное назначение на фронт состоялось 3 марта 1943 года в 147-й стрелковый полк Калининского фронта в звании младшего лейтенанта. Пробыв там совсем недолго, был переброшен под Воронеж в состав Степного военного округа.
Курское сражение по своему масштабу входит в одно из самых главных во всей истории сражений. Именно здесь столкнулись по миллиону человек живой силы с каждой стороны, и здесь же решилась судьба немецкого фашизма — после Курска немцы только оборонялись. И именно здесь Наум Ильич по-настоящему начал свой боевой путь. Пригодились и навыки артшколы. Так, Степной военный округ в начале июля 43-го переформировали в Степной фронт и двинули в наступление на южном фасе сражения. Освободили Белгород, затем родной Харьков. При освобождении родного города Наум Ильич встретил малое количество соседей, оставшихся в живых. Все обнялись, растрогались… Но времени на чувства не было и в составе уже переименованного Степного во 2-й Украинский фронт герой нашей семьи двигался дальше на запад — освобождать страну и народы покорной Европы. В составе этого фронта дедушка и окончит войну.
Впереди были освобождённые Полтава и Кировоград, Яссы и Плоешти, были Румыния и Венгрия. Впереди была Вена. Наум Хесин был командиром огневого взвода. В перерывах между боями, как профессионал своего дела, обучал бойцов своего взвода артиллерийскому делу, вспоминая, как учили их в школе и училище. Наум Ильич действительно был асом в своей профессии, поэтому в августе 1944 года лично за подписью маршала Малиновского ему было присвоено звание лейтенанта. После чего в его подчинении была уже целая батарея, состоящая из 4-х орудий. В подчинении было около 50 человек. В качестве тягловой силы — лошади, а сами пешком. Так пешком и прошли пол-Европы.
Вспоминая окончание войны, рассказывает, что ещё 7 мая было ожесточенное сражение, а в ночь на 8 мая немцы вели непрерывный обстрел, поэтому на утро было назначено новое наступление. А пока проходила очередная оборонительная фаза сражения, он в ночь под канонаду, как и все предыдущие ночи с начала во
йны, уснул в своём окопе. Но утром проснулся раньше обычного, потому что проснулся от тишины. Так привык к постоянному звуку обстрелов, что тишина показалась неестественной и разбудила всех солдат. Выйдя из окопа, он увидел, что по полю, где ещё ночью проходила линия фронта, ходят наши солдаты. Немцы отступили и спешно прорывались на запад, так всем стало ясно, что война уже окончательно завершилась. Не знаю, что тогда чувствовал дедушка и его солдаты. Но первая деревня, в которую затем они вошли, полностью была засеяна белыми флагами в окнах всех домов.
Но на этом II Мировая для нашего героя не закончилась, и он был переброшен за несколько тысяч километров на Дальний Восток добивать миллионную Квантунскую армию Японии. Благо, колоссальный опыт советских солдат был такого высокого уровня, что разгром Японии занял меньше месяца.
После войны Наума Ильича упрашивали остаться в рядах армии. Обещали повышение, хорошее жалование и прочие бонусы. Но насмотревшись на все ужасы войны, он не захотел связывать себя с вооруженными силами. Мир был спасён, дело сделано. Пора строить мирную жизнь, заводить семью. Окончив медицинский институт, он стал стоматологом и почти всю жизнь проработал ортопедом в 33-й стоматологической поликлинике в Тихвинском переулке. Это здание цело и поныне. Большую часть жизни прожил на улице Нижняя Масловка.
Сейчас Наум Ильич здравствует и готовится принять участие в праздновании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и встретить своё 96-летие.
Я горжусь своим дедушкой. Помимо героя войны, спасшего вместе с другими советскими людьми наш мир, он ещё и достойный человек, эрудит, хороший отец и дедушка. И понимая это, во многом хочется быть похожим на него.
На фото — в центре с бойцами своего взвода в освобождённом Харькове.
Свежие комментарии