Москва с первых дней Великой Отечественной войны готовилась к защите населения и объектов от нападения с воздуха. 22 июня 1941 года на совещании руководящих работников исполкомов городского и районного Советов, начальников служб местной противовоздушной обороны (МПВО), председатель исполкома Моссовета поставил задачу усиления обороноспособности Москвы, приведения в полную боевую готовность всех формирований МПВО и организации мер защиты города от воздушного нападения.
В тот же день по городской радиосети был объявлен приказ № 1 по МПВО города Москвы и Московской области, в котором говорилось об объявлении в Москве и Московской области угрожаемого положения. Всему населению, руководителям предприятий, учреждений и домоуправлений города и области предписывалось точно выполнять правила МПВО и привести в боевую готовность убежища. В приказе были определены первоочередные меры местной ПВО, указаны сигналы оповещения населения.
Основная тяжесть организаторской и практической работы по проведению защитных мероприятий и ликвидации последствий нападения с воздуха лежала на штабе и службах МПВО Москвы. Главными направлениями в работе штаба МПВО столицы являлись организация следующих мероприятий: строительство укрытий; подача сигналов об опасности воздушного нападения врага; защита людей; создание системы наблюдения и разведки; организация спасательных работ; организация аварийно-восстановительных работ.
Для решения задач противовоздушной обороны широко привлекались силы и средства организаций, учреждений, предприятий и практически все трудоспособное население города. Основная тяжесть по защите населения, объектов народного хозяйства, жилых домов Москвы ложилась на медикосанитарную, противопожарную и аварийно-восстановительную службы. Они предназначались для выполнения основного объема работ в возможных очагах поражения. Важными были службы связи и оповещения, охраны общественного порядка и безопасности, светомаскировки, противохимической защиты и др.
Много внимания уделяли городские власти вопросам маскировки и светомаскировки столицы. МГК ВКП(б) и Моссовет приняли экстренные меры, чтобы быстрее замаскировать Москву, оградить ее от налетов немецко-фашистской авиации. В течение первых двух дней войны в городе было введено полное затемнение, проведена маскировка многих улиц, площадей, крупных зданий и корпусов предприятий. С особой тщательностью замаскировали Кремль, Мавзолей и прилегающие к ним площади. На Кремлевской стене, Красной и Ивановской площадях нарисовали дома и деревья. Приметный ориентир — излучину Москвы-реки — забили баржами и плотами с ложными сооружениями, покрыв их маскировочными сетями.
С начала войны Московский Совет развернул работу по созданию дополнительных формирований МПВО и групп самозащиты жилых домов. Создавались посты воздушного наблюдения, оповещения и связи.
В Москве были созданы четыре полка, один батальон и две отдельные рот МПВО. Городские участковые команды районов были реорганизованы в 25 батальонов при штабах районов МПВО для усиления противопожарной обороны города.
9 июля 1941 года исполком принял постановление «Об организации комсомольского полка по противопожарной обороне» в количестве 5 тысяч человек. Моссовет принимал срочные меры для увеличения источников водоподачи. 14 июля он обязал управление дорожномостового строительства проверить готовность к водоподаче все естественные и открытые водостоки, а также в срочном порядке создать водозаборы.
Таким образом к началу налетов немецко-фашистской авиации на столицу, Москва имела хорошо организованную и оснащенную необходимой техникой МПВО. Она включала 18 городских служб, 6000 команд предприятий и жилых домов, пять отдельных специализированных полков и батальонов, 25 районных городских батальонов, инженерно-противохимический полк, отдельную аварийно-восстановительную роту связи.
Для борьбы с пожарами были подготовлены 12736 противопожарных команд на предприятиях численностью 205 220 человек и противопожарные звенья в группах самозащиты. Для оказания помощи, пострадавшим были подготовлены все медицинские учреждения города, 5000 санитарных дружин на предприятиях, 36 медико-санитарных рот городских батальонов, 127 травматологических отрядов и другие подразделения. Для наблюдения за действиями авиации противника и возникавшими очагами поражения было создано 230 вышковых наблюдательных постов. Система МПВО столицы насчитывала до 650 тысяч бойцов.
В ходе первого массированного налета фашистской авиации на Москву, который состоялся в ночь с 21 на 22 июля 1941 года, около 60 немецким бомбардировщикам удалось прорваться к городу и сбросить 30 фугасных и 5 тысяч зажигательных бомб. Груз, сброшенный фашистскими летчиками, не причинил больших повреждений, а там, где произошли взрывы и пожары, бойцы МПВО, противопожарных команд совместно с жителями быстро ликвидировали загорания. 23 и 24 июля массированные налеты повторились. В них участвовало несколько сотен бомбардировщиков. Советские летчики, воины ПВО, преградили вражеским самолетам путь на Москву, а бойцы МПВО и жители столицы успешно справлялись с фашистскими «зажигалками» и теми повреждениями, которые удавалось нанести вражеским бомбардировщикам.
Пожарные в дни первых налетов работали буквально на износ. Четыре-пять раз в сутки объявлялись тревоги, они буквально изматывали силы. В ночь на 22 июля на командный пункт поступили сообщения о возникновении 1900 загораний. Наиболее крупные пожары охватили район Красной Пресни, Хорошевского шоссе, Белорусского вокзала, а также Волхонку и Кузнечный мост. В те дни Белорусский вокзал занимал в Московском железнодорожном узле самую ответственную позицию. От него ежечасно отходили на фронт эшелоны с войсками, вооружением, боеприпасами, горючим, продовольствием. С фронта приходили поезда с ранеными и беженцами. Фашисты яростно бомбили составы на подходах к вокзалу.
Дружно работали группы самозащиты, помогая пожарным командам МПВО. Домохозяйки, пенсионеры и подростки смело вступали в единоборство с зажигалками, сбрасывали их щипцами, баграми с крыш, забрасывали песком, бросали в бочки с водой.
Правительство высоко оценило героическую работу бойцов МПВО и населения столицы. 23 июля был объявлен приказ НКО СССР «Об итогах отражения первого налета вражеской авиации на Москву». В нем давалась высокая оценка действий всех участников отражения фашистских самолетов и ликвидации имевшихся пожаров. Всем участникам воздушной обороны Москвы была объявлена благодарность, наиболее отличившиеся были представлены к правительственным наградам. 30 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР еще 159 защитников Москвы были награждены орденами и медалями.
Свежие комментарии